Поскольку, посмотрим объективно, у меня тут всего два читателя на эту тему, и поскольку повторение азов никогда не помешает, то собственно говоря, с них и начнем. Особо подробно описывать не буду (помню, мне не очень нравились длинные посты на эту тему, пестрящие незнакомыми словами), лучше приведу потом ссылки на тексты, в которых все объясняется научно и подробно. Если будет непонятно, вэлком ту аскинг борд. Рассказываю своими словами, максимально просто, и как я сама это понимаю. И это, не бузите тут. Светосхемы и композиции, только после фундаментального. Оно не так страшно, но надо знать как отче наш, иначе потом поплывем и уплывем так, что снова заплывать не захочется.
читать дальшеЧто такое по сути фотография? Это запечатлевание (а есть такое слово? не?) света на матрице (матрица - эта та высокотехнологичная штука в фотоаппарате, на которую все записывается, но нам это пока совершенно не важно). Чем больше света зафиксирует камера, тем больше информации, а значит тем больше деталей будет на фотографии.
Итак, основное в фотографии - это экспозиция (т.е. то, сколько света зафиксировала камера), которая в свою очередь базируется на трех китах: диафрагма, выдержка и ISO (светочувствительность). Можно, конечно, просто выучить цифры и их сочетания, но я все же считаю, что для большей гибкости, стоит понимать процесс хотя бы в общих чертах. Крато о китах.
Диафрагма и выдержка
Когда-то я прочитала неплохое сравнение (хотя возможно я его и перевираю, но суть от этого не меняется), с помощью которого легко запомнить и воспринять основы экспозиции. Представьте, что перед вами стоит задача провести как можно больше людей через ворота. Что влияет на количество людей, которые могут пройти через ворота? Очевидно, два фактора - ширина ворот и время, отведенное вам на это.
Примерно то же и с экспозицей. Количество людей - она самая и есть. Итак, наша задача - провести как можно больше людей (т.е. зафиксировать как можно больше света). Этого можно достигнуть либо путем использования широких ворот, либо путем увеличения времени на их проход. А что происходит в фотоаппарате со светом? Он попадает внутрь через объектив. В объективе есть много всяких полезных линз, которые свет преломляют, но, что для нас сейчас самое важное - в нем есть это затвор. Затвор - это тот механизм, который обеспечивает регулировку и ширину ваших ворот и времени, в течение которого они открыты.
Устройство, которое открывает и закрывает ворота, называется диафрагмой (aperture). Это либо здоровые ворота, либо калитка для поступления света, можно открыть пошире, а можно оставить только узенькую щелочку. Значения диафрагмы обозначаются как F (фокусное растояние, об этом позже, тоже важно) к диаметру диафрагмы. Выглядит это примерно так: F/2,8; F/5,6; F/11 и т.п. Диафрагменное число влияет на ширину открытия диафрагмы (нашей калитки). Чем выше число в знаменателе, тем меньше открыта диафрагма, тем меньше света в нее попадает. Т.е. при прочих равных снимок, сделанный при диафрагме F/11 будет темнее, чем снимок, сделанный при диафрагме F/2,8, и наоборот. Хотите светлее - открывайте диафрагму шире, т.е. выставляйте меньшее число. Самый светлый вариант, это F/1.
Время, на которое вы открываете свои ворота, или как мы уже разобрались, диафрагму, называется выдержкой (shutter speed). Измеряется в секундах и их долях. Выглядит так: 0''3, 1/4, 1/60, 1/250 и т.п. Понятно, что 0''3 - это дольше, чем 1/250?
А теперь интересное и важное. Количество фиксируемого света может быть равным при разных сочетаниях размера диафрагмы и выдержки. Т.е. широко, но не надолго открыть ворота или узко, но надолго. Меньше диафрагма, но дольше выдержка, или шире диафрагма, но короче выдержка.
Существенный нюанс: чем дольше у нас выдержка, тем большая неподвижность требуется фотоаппарату. Все то время, что открыта диафрагма, камера фиксирует свет. А это значит что? Что при съемке без штатива при выдержке длиннее 1/60 (ну, возможны исключения, но все равно в среднем этом порог) в кадре у нас появляется противное размытие, так называемая "шевеленка".
А что же это мы совсем забыли про третьего кита? Светочувствительность или ISO.
Оговорюсь сразу, это на самом деле не кит, а китенок, причем с весьма себе скверным характером. Что такое светочувствительность? Ну, из названия примерно ясно, что это степень чувствительности матрицы к свету. Измеряется предсказуемо в ISO. ISO 50, 100, 200 ... 1600, 3200 и т.п. Как работает? Скажем, ваш фотоаппарат (вернее объектив) имеет определенную верхнюю границу открытия диафрагмы, и, например, больше чем на f/2,8 открыться не может. А вы снимаете в условиях недостаточной освещенности и без штатива, и на 0''3 поставить выдержку не можете. Что делать? Поднимать значение ISO. Здорово? Просто очень. Тут-то и проявляется скверный характер ISO-китенка.
Обращали внимание на то, что на некоторых фотографиях есть такие мерзенькие зернышки? Называются "шумы". Они, конечно, убивают информацию в фотографии и вообще выглядят очень сильно так себе. Появляются они при увеличении ISO. Т.е., когда матрица за счет увеличения светочувствительности пытается осветлить кадр. Зависит качество работы матрицы от ее размеров. Но в-общем и целом, нам надо запомнить следующее - снимать надо всегда, когда это возможно, на минимальном ISO. Для фуд-фотографии или любой макро или предметной съемки - это просто непререкаемое правило. Лучше повозиться и поставить штатив. Ну или поднапрячься и для начала его купить. Если делаем фуд-фото, а его нет - срочно идем за штативом. Мы, чай, не в Италиях солнечных живем, без штатива нам делать почти нечего.
Итак, суммируем. Фотография - это фиксация света матрицей. Количество зафиксированного света - это экспозиция. Экспозицию получаем путем манипулирования тремя показателями - ISO, диафрагма и выдержка. ISO по возможности используем минимальное.
-------
Надо рассказывать про режимы зеркалок? Что-то непонятно? Не надо так детально? Надо детальнее? Надо проще? Надо сложнее? Фид-бэк короче, пожалуйста, и помним, что глупых вопросов не бывает.
И пока не отпишитесь о прочитанном, дальше не пойдем. Маленькие объемы усваиваются легко и приятно. В отличие от многабукф и фсесразу.
Фуд-фото: Теория экспозиции
Поскольку, посмотрим объективно, у меня тут всего два читателя на эту тему, и поскольку повторение азов никогда не помешает, то собственно говоря, с них и начнем. Особо подробно описывать не буду (помню, мне не очень нравились длинные посты на эту тему, пестрящие незнакомыми словами), лучше приведу потом ссылки на тексты, в которых все объясняется научно и подробно. Если будет непонятно, вэлком ту аскинг борд. Рассказываю своими словами, максимально просто, и как я сама это понимаю. И это, не бузите тут. Светосхемы и композиции, только после фундаментального. Оно не так страшно, но надо знать как отче наш, иначе потом поплывем и уплывем так, что снова заплывать не захочется.
читать дальше
читать дальше